Дела против Саутиевой и других активистов возбудили после прошедшей в марте 2019 года в Магасе акции против установления административной границы с Чечней и за отставку тогдашнего главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Привезенные из других регионов силовики пытались разогнать демонстрантов, однако их забросали стульями и камнями. После этого десятки жителей Ингушетии попали в СИЗО. Нескольких человек уже приговорили к реальным срокам лишения свободы.
Как отметила юрист ПЦ Татьяна Глушкова, представляющая интересы Саутиевой, в жалобе в ЕСПЧ отмечено, во-первых, необоснованное помещение в СИЗО. Ходатайствуя об этом, следствие предъявило доказательства того, что она участвовала в митинге 26–27 марта, что она не отрицает, а доказательства того, что она призывала к насилию, не предъявлены.
По мнению СКР, доказательством якобы является видеозапись, снятая во время митинга Зарифой и выложенная в интернет, однако ни защите, ни суду запись не показали. Адвокаты Саутиевой не увидели запись до сих пор, хотя их подзащитная находится в СИЗО полгода.
Следователь приложил к ходатайству лингвистическую экспертизу высказываний Саутиевой, однако вопрос о том, могли ли её слова побудить к насилию, перед экспертом не ставился.
Второй пункт жалобы касается мотива преследования Саутиевой. Ее арестовали, чтобы она не могла продолжать свою деятельность как один из лидеров оппозиционного движения и чтобы в принципе ликвидировать оппозиционное движение в Ингушетии. В жалобе отмечено, что в Магасе проходил мирный митинг, который стала разгонять Росгвардия, из-за чего началась потасовка.
В тот же день глава Ингушетии заявил, что будет "обращаться во все инстанции и добиваться уголовного преследования всех организаторов митинга". Вскоре они и вправду оказались под арестом. Спустя полгода созданный ими "Ингушский комитет национального единства" объявлен прикрытием для экстремистского сообщества, а Совет тейпов ингушского народа — организацией, "побуждающей граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний".
Всё это даёт основания полагать, что целью власти является не привлечение к ответственности виновных в травмах, нанесенных росгвардейцам, а уничтожение ингушской оппозиции как явления.
Третий пункт касается условий перевозки Саутиевой на психиатрическую экспертизу в Ставрополь и условий содержания в ИВС Ессентуков. Её дважды держали в "стакане" по 4,5 часа (стакан — это глухая одиночная камера площадью не более 0,5 квадратного метра в полицейском автозаке). В Ессентуки Зарифу якобы привезли на следственные действия — без личных вещей, без необходимых лекарств (Саутиева страдает диабетом) — и оставили в ИВС на четыре дня. Родственникам о её местонахождении не сообщили, а следственные действия так и не провели "в связи с занятостью следователя".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter