Платонова проводила только лингвистическую экспертизу по данному делу.
Свидетельница рассказала, что экспертам были заданы следующие вопросы:
1. Содержатся ли призывы к насильственным действиям в материалах организации.
2. Содержатся ли в материалах оправдания насильственных действий.
3. Содержатся ли признаки обвинения каких-то лиц? Каких именно?
Ответ по экспертизе:
1. Призывы содержатся (призывы к насилию над полицейскими). Также в исследуемых материалах имеют место косвенные призывы к насилию - свержение власти. Например, "Освободим Россию от путинской оккупации".
2. В телеграм-чате Костыленкова содержится оправдания применения насилия по отношению к полицейским в Иране. "Освободить Россию от путинской шайки" - данный лозунг, размещенный на листовке, содержит оправдание применения насилия.
3. Прямо обвиняют Путина.
Эксперт рассказала, что ролик, в котором есть оправдания насилия и призывы к насилию, не был исследован. Имеется ввиду ролик о боевых действиях в Иране. Защита интересовалась: как эксперт поняла, что именно этот ролик обсуждали фигуранты дела. Она заявила, что в чате участников есть описания, которые присутствуют в ролике.
Кроме того, она исследовала только расшифровку видеозаписей, так как сами видеозаписи были в плохом качестве. На видеозаписях - поездки фигурантов дела на стрельбища.
"Они заявляли [в закрытом чате], что им нужно было привлекать больше людей. Единственная цель - свержение власти. Получается, что они манипулировали сторонними наблюдателями своими стикерами и плакатами", - заявила Платонова. Тем самым она сделала выводы, что в агитационном материале содержатся призывы к насилию.
"Вы сделали случайную цепочку предположений", - возмутился адвокат Максим Пашков.
Он попросил, чтобы она зачитала где именно в закрытом чате говорилось про "раскачивание лодки" - имеется ввиду дестабилизация системы.
"Выражения мнения в закрытом чате - это что?", - интересовался Пашков.
"Выражения мнения", - ответила эксперт.
Он спросил, почему она сделала вывод, что это является призывом к насилию.
"Они готовились и тренировались для применения насильственных средств на практике", - заявила Платонова.
Затем сторона защиты запросила найти информацию, был ли ей дан заказ на исследования устава организации. Дело в том, что она часто ссылается на выдержки из устава. После небольшого перерыва свидетельница рассказала, устав не был исследован.
"Откуда вам известно о подразделений организации?", - интересовался Пашков.
Она рассказала, что им предоставлялись материалы по организации.
Платонова добавила, что эксперт может проявлять экспертную инициативу.
"Вы заявили, что организация использовала ружья, в том числе специальные. А вам предоставлялась баллистическая экспертиза?", - спросил адвокат.
"Это стало известно из переписки фигурантов", - рассказала Платонова.
В переписке фигурантов имеется некий Киану. Кем он является лингвист сказать не смогла.
Адвокаты пыталась узнать почему эксперт исследует не текст, а контекст. Вопрос последовал после того, как она не смогла ответить содержится ли в одной из листовок призывы к свержению власти. Она заявила, что высказывание не может существовать без контекста.
Адвокат Ольга Карлова спрашивала, кто делал привязку ника к настоящему имени. По словам эксперта, она получила готовые привязки.
"Вы могли бы запрашивать дополнительные материалы?", - спросил адвокат.
Эксперт ответила, что данных материалов было достаточно.
Адвокат Светлана Сидоркина интересовалась, когда была проведена данная экспертиза и сколько она заняла времени. Платонова ответила, что она началась 19 июля 2018 года и завершилась 13 декабря 2018 года.
В заключении экспертизы говорится о массовости и публичности листовок, при том, что экспертам не давали информацию о том, сколько всего было листовок и откуда они были изъяты. Исходя из этого, защита интересовалась, почему эксперт пришел к выводу о массовости и публичности. Платонова ответила, что листовки являются массовым продуктом и производятся для публичного использования.
Анна К
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter