Почему у нас не будет новой оттепели, новой перестройки и нового детанта в результате раскола элит, чаемого правыми либералами, давным-давно объяснил Андрей Андреевич Пионтковский. Перестроечный раскол советской номенклатурной элиты стал возможен потому, что у значительной ее части был мощный стимул к реформаторству: желание жить как элиты западные. В чисто бытовом плане. При всех привилегиях советской партноменклатуры, ее жизнь, по сравнению с жизнью западных элит, оставалась убогой до самого конца советской власти.
Ну так они это и получили в результате перестроечной революции. И благополучно перетекли в нынешнюю господствующую элиту. Сегодняшние хозяева России – это люди, достигшие всего, о чем они могли мечтать. А вот сохранение достигнутого без путинского режима окажется под большим вопросом. И с чего им замышлять перемены?
Кто-то надеется на бунт финансово-промышленных магнатов (олигархов), недовольных тем, что нынешний режим существенно ограничивает их свободу распоряжаться своими финансово-промышленными ресурсами. Существует такой прволиберальный миф: крупный собственник обязательно будет бунтовать, если государство ограничивает свободу его предпринимательской деятельности. Однако история его неоднократно опровергала.
При Гитлере предпринимательская свобода была ограничена в несравненно большей степени, чем при Путине. Все финансово-промышленные магнаты ходили под нацистским "Госпланом", который был ничуть не меньшим Госпланом, чем Госплан советский. И никаких признаков вольномыслия не проявляли. Генералитет из старой прусской аристократии фрондировал (что потом и вылилось в заговор против Гитлера), а финансово-промышленные магнаты – ни-ни! Ну был один такой Тиссен, сбежавший во Францию и обличавший оттуда фюрера. Такой немецкий князь Курбский. После оккупации Франции его поймали и посадили в концлагерь. И он так и остался изгоем среди деловой элиты Германии.
А все дело в том, что ограничивая предпринимательскую свободу крупных собственников, гитлеровский режим ни в коей мере не посягал на уровень и форму их "личного потребления". Но ведь ровно то же самое можно сказать и о путинском режиме.
! Орфография и стилистика автора сохранены