Разбирая слова Суркова о многих веках грядущего "геополитического одиночества" и о российской культурной метисности, проще всего напомнить про 12 лет Тысячелетнего Рейха.
Понятно, что после краха путинизма нищая и распадающая Россия либо будет сдаваться Западу, либо ее заберет Китай (ну, большую часть). Поэтому никаких веков не будет.
Можно ведь сказать, что в координатах Запад-Восток Испания, Португалия, Сербия, Румыния, Израиль, Грузия, Греция, Армения или Болгария - не меньшие "полукровки", чем Россия.
Я о другом. Истории известно несколько примеров "геополитического одиночества" великих культур.
Блистательная Порта, Персия, Индостан, Китай, Япония (Мезоамерику в пример не привожу).
И каждый раз это одиночество завершалось унизительными военными поражениями - Порта, Китай. Или очевидной слабостью по контрасту с европейцами - Япония, Персия, Индостан. Даже "полуодинокая" Испания была просто сдута конфликтом с США 120 лет назад.
И, вообще, не надо брать на себя историческую карму. Приведу один хорошо известный пример. По старой программе "История СССР" преподавалась в 7 классе (для меня - 1973 год, и слова "карма" я еще не знал). И вот наша учительница Наталья Геннадиевна восторженно говорила про "Москву - Третий Рим": "А четвертому не бывати..." Тут у меня что-то щелкнуло - вспомнил ее же уроки "Истории Древнего мира" (5 класс) и "Истории Средних веков" (6 класс), и, будучи в истории твердым материалистом*, чуждым всякой историософской мистики, после урока спросил: нет ли опасения, что Третий Рим повторит судьбу первых двух? (Сейчас бы сформулировал чктче: "у Римов - карма дурная"). И через 18 лет мои зловещие предчувствия оправдались...
Это я к тому, что накаркает Сурков.
_________
* Не в истории тоже: менял слайды на лекциях великого Александра Петровича Дуброва и знал, что все парапсихические эффекты - это биогравитация. А он научил меня рамкой искать аномалии.
* * *
Послесловие.
Невежество - не аргумент
Принялись обсуждать очередную напыщенную чушь Суркова. Да, после этих выборОв к путинскому режиму относятся как арестанты к разоблаченному стукачу, которого они "посадили на парашу". И теперь тот уползает под шконку, называя сей процесс "уходом в вековое геополитическое одиночество"... Это все неинтересно.
А вот тема культурной метисности... Она шокирует только русских (в цивилизационном плане, не в этническом), переживающих такую же стадию "национальной кристаллизации", которая была характерна для Западной и Центральной Европы первой четверти прошлого века. И, конечно, бесстыдно обнажает переживания от гиперкомпенсации Асланбека Дудаева, ставшего Вячеславом Сурковым и брошенным МЕНАТЕПом в АП на усиление оной. Так это в элитарной столичной тусовке и бюрократических верхах России он - "метис". Для истеблишмента Северной и Южной Америки или Франции или Италии - норма.
Итак, начинаем обзор "метисных культур". Перипетии одной из них - вавилоно-египетской - изложены в самой популярной книге в истории человечества.
Индия - "метис" - цивилизаций Мохеджо-Дара и арийских племен, а получившегося синтеза - с афганским исламом.
Эллинизм - понятно.
Япония - синтоизм и дзен-буддизм Южного Китая.
Китай - конфуцианский Север и буддийский Юг (даже наречия разные).
Индо-Китай... Кельтско-мавританская Испания...
Халифат - "полукровка" аравийской культуры, многотысячелетних арамейских культур Сирии и Месопотамии и древнего Кемета-Египта-Мицраима-Мисра.
Иран - сасанидская цивилизация и ислам.
Причем, отметим, что численность аравийских бедуинов, принесших на уже хорошо эллинизированный Восток ислам, была и в абсолютных цифрах, и пропорционально куда меньше, чем численность выходцев "с наганами" "из-за" черты оседлости" в отношении общего населения западной части Российской империи.
Западная Европа - "бастард" Рима и тевтонских народов. Так это просто значилось в названии империи.
Балканы...
Латинская Америка - два ареала: европейско-индейский и европейско-негритянский (Карибы и Бразилия).
Северная Америка - радикальные протестанты Западной Европы и... совершенно чуждый им массив южноитальянских и ирландских католиков, а также выходцев из Восточной Европы.
На этом фоне поверхностно офранцуженная и онемеченная Северная (балто-славяно-финноугорская) Византия с исламским влиянием на периферии (много там мемов занесли баскаки, объезжая Русь за податью) - эталон цивилизационной монолитности.
Все дело в том, что с конца позапрошлого века (когда Петербургская империя уже вплотную столкнулась с мусульманским ареалом) выражения "татарщина", "азиатчина" и "Полу-Азия" стали заменять то, что раньше понималось под средневековьем. Не было в обороте понятия "византийщина". Россия была "метисизирована" со "Святой Русью" 13-17 веков, а этот период "азиатчиной" назвать сложно.
Культурно-политические табу мешают произнести нечто такое, как: "влияния "святорусщины" на процессы модернизации". Поэтому ссылаются на "татарщину".
Впрочем, западные религиоведы столь же деликатно обходят тему "митраизмщины".
! Орфография и стилистика автора сохранены