"У меня зазвонил телефон". Это такой былинный зачин. На днях мне позвонил коллега и предложил задуматься от моральной сути "российских соотечественников", живущих в демократических странах и готовых брать деньги у Путина в обмен на возможность Кремля влиять на эмигрантскую прессу и учебные программы.

Предложенный на обсуждение термин "7-ая колонна" (как известно - 5-ая - это внесистемная либерально-западническая оппозиция, а 6-ая умеренные круги в правящем истеблишменте, пытающиеся противостоять наиболее авантюрным планам Кремля) мне не очень понравился. Потому что с октября 1936 года "колонна" - это предатели. Хотя, разве тайные сторонники генерала Франко предавали республику? Они просто не смогли открыто поддержать мятеж франкистов и ждали возможности восстать в тылу у республиканцев. Точно также, как польские коммунисты в июле- августе 1920 готовились восстать при подходе армии Тухачевского к Варшаве.

А российская диаспора, преимущественно русско-еврейская, Англию, Америку, Германию, Францию, Израиль не предавала, поскольку в значительной части (разумеется, кроме предпринимателей, бежавших от бастрыкинских "раскулачиваний", и интеллектуалов, которых зеленой желчью уже тошнит от путинизма), искренне убеждена, что Путин — это идеал западного политика, только сам Запад этого ещё не понял. Особое дело, конечно, это бежавшие из РФ вайнахи. Тут к путинизму почтения нет.

Когда полтора года назад Путин, вслед за Моспатриархией и примыкающими к ней православными имперцами, принял на вооружение доктрину "Русского мiра", то профессор Вячеслав Иноземцев отметил, что таковых два — ареалы расселения русскоязычных между границами РФ и СНГ, и многосоттысячная русскоязычная диаспора в западных странах. Либерально-профессорский рецепт был вполне предсказуем, вместо попечения о Донбассе, выращивать ареал русского культурного влияния в стане буржуазных демократий. Это как если бы Адольфу в 1938 году предложили делать ставку в распространении германского влияния не на судетских и данцигских немцев, но на Эйнштейна или, скажем, родителей Генри Киссинджера и венских Ротшильдов...

Но затея с "мiром" вообще, и с амбициозным проектом "Новороссия" окончилась унизительным провалом. И не только потому, что без российских отпускников части "ДНР/ЛНР" откатывались к границе (в конце концов, воевать с армией 40-миллионной нации сложновато), но потому что украинские русскоязычные и русские органично вошли в состав украинской политической нации и прекрасно воевали с интервентами и сепаратистами, самоотверженно работали на оборону. Июньское наступление на Марьинку и августовское — в Широкино как-то не задались, и в результате в годовщину широкомасштабной интервенции в Донбасс "Русский мiр" тихо подменили на "Святую Русь" - особую сакральную цивилизацию, знающую добро, зло и божественное начало. А в Кремле решили вспомнить, в терминах Иноземцева, о "Русском мiре-II".

Кстати, слово "мiр", я написал так не случайно, но подчеркивая его значение как община. А вот "Русский мир" или, как сказали бы римские правители, Pax Russia — это сфера военно-политического господства Кремля, его "империум", зона, в которой, как считается, народы не имеют право воевать без согласия имперского центра. Вот Крым и пол Донбасса — это мiр, а Сирия и Центральная Азия — это Пакс Руссиа.

Прежде всего, говоря о проблеме "фольксрусиш" (нарочитая калька с немецкого фольксдойч — этнические немцы), необходимо отметить, что нет ничего плохого в стремлении России-матушки поддерживать культурно-образовательные инициативы в русской и русскоязычной диаспоре. Даже в создании российского варианта израильского Сохнута, который, скорее всего, и имел в качестве образца молодой Рогозин, когда вместе с Глазьевым создавал "Конгресс русских общин".

Обнищавшие с конца Холодной войны русскоязычные эмигрантские газетки и журналы Кремль скупил еще 15 лет назад. Деньги на культурные центры пойдут плохо, потому что финансовая Бритва Оккама жестоко подрезала не только корпункты [Наша]Раша Тудей, но и даже институты "демократии и сотрудничества" в Нью-Йорке и в - ! - Париже.

Выдвигаю гипотезу, что если Рогозин и выдавит из Силуанова что-нибудь на поддержание штанов сотрудников источников русскомiрских эманаций, то до сотрудников дойдет далеко не большая часть валюты. Впрочем, допускаю, что тираж духоподъемных опусов слать будут исправно. Например, лет пять назад российской дипмиссии в Израиле выслали комплекты свежеотпечатанных "Протоколов сионских мудрецов"... В этом месте я бросаю ёрничание и начинаю серьезный разговор.

Прежде всего, власти ни за что не подкорректируют законодательство, требующее от репатрианта официальной временной регистрации по месту жительства. Нежелание же квартиросдатчиков жильцов регистрировать создает казусы, вроде дела обнинской правозащитницы Татьяны Котляр, которую судят за регистрацию в своей квартире тысячи мигрантов, в т.ч. украинцев и участников программы переселения соотечественников.

Работа с заграничными русскими школами и культурными центрами будет сведена к попыткам насаждения в них всех современных бредовых доктрин позднего путинизма, начиная с "особой нравственной российской цивилизации", и заканчивая тезисом о всемирной русофобии (вчера краем глаза смотрел ментовской детективный сериал 2012 года — сюжет феерический по уровню антизападной паранойи: юных российских девиц, тайно вывозимых в бордели, не только заставляют тащить через границу наркоту, но и заражают опасной болезнью, чтобы клеветнически представить РФ рассадником смертоносной эпидемии, подвернуть санкциям и окружить санитарным кордоном).

К сожалению, значительная часть современной русскоязычной диаспоры поддерживает путинизм. Им импонирует его брутальность, ксенофобия и консерватизм. Как путинизм вышел из правоконсервативной идеологии советской эмиграции 70-80, скоро ставшей неофициальным идеологическим индуктором перестройки, так и сейчас путинизм дает идеологические образцы для "измученных нарзаном" политкорректности и прочего левого либерализма. Поэтому Путин, в отличие от советских властей, отнюдь не вводит зарубежных соотечественников в заблуждение насчет сущности российских порядков. И те, кто готовы его поддержать, похожи на "попутчиков" - интеллектуалов и аристократов, поддержавших сперва нэповский, а потом и сталинский режим, попытавшиеся войти в советский истеблишмент, великодушно простив большевикам все их зверства - ради возвращения полицейского порядка и возрождения империи. Поэтому пропутинская часть русской и русскоязычной диаспоры — просто оппортунисты, которые ведь никого не предавали, потому что ничему не присягали.

Но есть еще одно соображение. С марта 2014 года путинский режим ведет со свободным миром Холодную войну. Кремль не только пытается военной силой перекроить границы и подчинить себе соседей, Кремль активно работает на подрыв позиций США, Британии и Европейского союза в мире. Кремль делает все что может для раскола между Западной Европой и США и распада Европейского союза. Другое дело, что может уже не так много. Кремль, устами Путина, неоднократно объявлял войну ценностям либеральной демократии. Поэтому житель стран свободного мира, принимающий участие в антизападной психологической войне Кремля со свободным миром, все-таки немного предатель. Особенно это относится к добровольно предпочитающим жить в странах западной демократии.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены