На минувшей неделе в российском социуме на какое-то время исчезли границы между тремя сферами: пропагандой, властью и общественным сознанием. Власть в лице Путина, сыгравшем главную роль в фильме "Крым. Путь на Родину" зашла на поле пропаганды и фактически вытеснила оттуда всех обитателей, не оставив им места для импровизаций и собственного творчества. Общественное сознание, надышавшись парами пропаганды, исходящей уже непосредственно от власти, на какое-то время стало творить собственный пропагандистский продукт повышенной галлюциогенной концентрации. Границы норм права, морали, логики, языка, вообще любые границы любых норм исчезли, и в этой эйфории значительной части людей показалось, что можно все. Как во сне.
Сергей Доренко спросил слушателей радио "Говорит Москва", как бы они отнеслись к идее применения ядерного оружия в борьбе за российский Крым. 62% эту идею одобрили, 38% возразили против ликвидации планеты Земля. Это же сон, а во сне смерти нет. Понятно, что Доренко и его радио это сами по себе мощные искажающие фильтры, понятно, что часть голосовала за Апокалипсис "по приколу", но, тем не менее, это симптом нового состояния части российского общества. Причем, части столичного общества. А, как известно, роль столицы в москвоцентричной России аномально велика и часто бывает решающей.
В своем сне Россия стерла границы между властью и народом. Это проявилось во время митинга на Васильевском спуске, который прошел 18.03.2015 и был посвящен годовщине аннексии Крыма. "Мы преодолеем те трудности, которые сами себе создаем, и те, которые нам подбрасывают извне!", - бредил со сцены президент Путин. "Пора вернуть Аляску!", - отвечал ему из толпы текст плаката. Общий настрой на бред и галлюцинации доминировал и на сцене и в толпе митингующих.
О важных изменениях в состоянии общественного сознания в регионах сообщил на минувшей неделе интернет-ресурс УралПолит.Ru., где была описана отправка добровольцев-свердловчан на Донбасс. По данным издания на стороне ДНР воюют примерно 400 добровольцев из Свердловской области, в том числе депутат городской Думы Екатеринбурга Роман Шадрин. Но до недавнего времени вербовка, подготовка и отправка боевиков велась не то чтобы совсем секретно, но без публичной помпы. Не то сейчас. Председатель Свердловского фонда ветеранов спецназа Владимир Ефимов открыто дает интервью прессе, рассказывает без утайки, что его фонд координирует всю работу по мобилизации и отправке граждан России на войну с Украиной, говорит о принципах отбора боевиков, о тренировочной базе, где проходит их подготовка. Налицо единство власти и народа: Путин открыто на весь мир дает показания, что он лично руководил силовой операцией по аннексии Крыма, а председатель свердловского фонда ветеранов также открыто говорит о том, как он организует войну в соседнем государстве. Теперь-то можно, норм больше нет.
Священник из храма Иннокентия Московского Владимир Зайцев благословляет боевиков, едущих воевать в Украину так: "Если придется, а придется обязательно – бейте фашистов и ничего не бойтесь!". На вопросы "УралПолит.Ru" зачем они едут воевать в другую страну, все боевики отвечают одинаково: "Едем защищать русский мир". Сразу после православной молитвы командир совершает неоязыческий обряд "раточения" - братания воинов. Все встают в круг и, притопывая ногами, идут по солнцу, выкрикивая "Рус". Соседство православия и язычества никого не смущает, ни православного священника, ни участников обрядов. Все правильно, это же сон. Правда, последствия сна будут наяву, но спящие об этом не догадываются.
Стирание границ между властью, пропагандой и общественным сознанием породило глубокий кризис в стане российских пропагандистов. С одной стороны, власть в лице президента вторглась в их сферу, с другой стороны, творчество масс. Поиск выхода из этой ситуации лидеры российской пропаганды вели в разных направлениях. Возможно, наиболее успешное решение нашел Петр Толстой, который 16.03.2015 выпустил на Первом канале, практически эталонную программу "Время покажет". Она, естественно, была посвящена годовщине кражи Крыма и в ней, что принципиально важно и ново, не было не только ни одного человека, который бы в чем-то усомнился, не было ни одного человека, который бы не разделял всеобщего восторга и ликования. "ТВ – не место для дискуссий (даже бутафорских)" - вот лозунг нового этапа российской пропаганды после фильма "Крым. Путь на Родину". Дискуссия возможно лишь в изобретении способов доказательства своего верноподданичества, в демонстрации новых технологий любви к власти. В этой патриотической "камасутре" лидерство захватил Доренко, который стал возмущаться, почему Крым украли только сейчас, почему это не сделали пять, десять лет назад. "Ведь, если бы не этот "хохлобардак", - орал на всю Россию по Первому каналу человек по фамилии Доренко, - Крым так и продолжал бы жить под оккупацией".
Гораздо труднее переживал кризис пропагандистского жанра Владимир Соловьев. В силу своего темперамента ему, видимо, непереносимо проводить сеансы ненависти без присутствия в студии живой трепыхающейся жертвы. Соловьеву нужна кровь, мясо, словом "полный контакт", как и называется его авторская передача на радио. На роль жертв на "Вечер с Владимиром Соловьевым" были приглашены как обычно украинский политолог Вячеслав Ковтун и российский политик и эксперт Сергей Станкевич. Причем, если Ковтун с мазохистской улыбкой роль жертвы принял, и Соловьев над ним вволю поизмывался, то Станкевич от этой роли уклонился и, по сути, присоединился к общей соловьевской стае, постоянно делая реверансы и пасы в адрес вожака стаи, Соловьева. Когда речь зашла о проблемах преодоления последствий санкций, Станкевич предложил в качестве рецепта пригласить на передачу к Соловьеву кого-либо из экономического блока правительства, на что Соловьев, радостно потирая руки и кровожадно ухмыляясь, ответил, что он давно готов провести выездное заседание правительства. Похоже, что он об этом думает всерьез и мыслит себя далеко не только как телеведущего.
Станкевич в этой передаче выполнял весьма полезную работу по тестированию Соловьева. До того, как он выявил у телеведущего комплекс Наполеона, Станкевич внес еще одно рацпредложение: для преодоления санкций провести тройственные переговоры между Россией, Евросоюзом и Украиной. Смысл этих переговоров Станкевич видел видимо, в том, чтобы, ничего не меняя в политике России, например, не кладя Крым на место, как-то "заговорить" санкции, сделать так, чтобы их не стало. Ответ Соловьева показал, что произошло в голове телеведущего после просмотра путинского фильма. "У нас есть вежливые люди, которые умеют вести такие переговоры", - изрек Соловьев.
Заявление Путина о его приказе привести в боевую готовность ядерные силы в момент операции по "возвращению Крыма на родину", киселевский "радиоактивный пепел", 62% доренковских слушателей, приветствующих ядерный апокалипсис, плакат "Пора вернуть Аляску!", и вот это искреннее убеждение Соловьева, что любые международные переговоры лучше всех сумеют провести "вежливые люди", - все это и есть тот сон разума, в котором пребывает сегодня российское общество, включая не только пропаганду, но и власть, и большую часть граждан.
Сон России, в отличие от здорового сна усталого человека, не приведет к восстановлению сил и не сулит приятного пробуждения. В этом пьяном сне Россия совершает саморазрушающие действия, в том числе и по дальнейшей самоизоляции. Главным событием минувшего года стал Крым. В этом году фокус пропагандистского внимания наведен на 70-летие Победы. Пока из 68 приглашенных лидеров стран дали согласие приехать в Москву лишь 26. Точно будут лидеры КНДР, Вьетнама, Южной Осетии и Абхазии. Ожидаются главы ДНР и ЛНР. Точно не приедут руководители США, Великобритании, Германии и Франции, а также Польши, Литвы, Эстонии, Латвии.
Российская пропаганда отвечает радостно: не приедут? Да не очень-то и хотелось. Один из наиболее "солидных" колумнистов "Известий" Максим Соколов просто в восторге от того, что этот, действительно, великий день Россия проведет в изоляции: "Олланд, Камерон, Обама, не говоря уж о лидерах "новой Европы" - так, рябь на воде, не более. Их присутствие не прибавит 9 мая чести, их отсутствие не убавит радости". Писатель Лимонов в тех же "Известиях" добавляет в это отношение интонацию пьяной отчаянной радости: "Не приедут? Так и черт с ними! Продукты сохраним, и грязь меньше после гостей убирать".
Тяжелый наркотический сон, в котором пребывает российское общество, отравленное парами пропаганды, гарантирует весьма тяжелые последствия после пробуждения. Это в том случае, если пробуждение вообще состоится.