Неприязнь к соотечественникам из Кавказа и Средней Азии была, до начала подлой войны российского начальства против независимости и европейского выбора Украины, существенным элементом российской политики.
Она жила и развивалась в части нашего общества, подпитывала рост национализма в российской политике. "Хватит кормить Кавказ!" и другие подобные лозунги, казалось бы, экономического содержания, имели ясную националистическую суть, с одобрением воспринимались частью граждан и были той волной, которую оседлали сёрферы, обтянутые разноцветными националистическими костюмами.
То же самое касается и т.н. "борьбы с нелегальной миграцией", смысл которой, читаемый избирателем, был таков: "Все с нерусской внешностью – вон из Москвы и из России, даже русских клопов на вас жалко!". И ксенофобские "Русские марши", тоже, пожалуй, имели в последние годы антикавказский и антиазиатисккий оттенок.
Можно сказать, что национализм этого рода если не выбил полностью антисемитизм, то переселил ветерана в дальнюю комнату, разместив в большой гостиной комнате других, молодых и ярких "обитателей" с планшетами под мышкой.
Трудно сказать, каким образом российское начальство манипулировало подобными настроениями в целях сохранения своей власти, но, во всяком случае, нельзя утверждать, что национальная ненависть была явным или скрытым мотивом государственной телевизионной и другой пропаганды. Скорее, для российского начальства это была проблема, которую нужно было решать. Плохо ли, хорошо ли – её пытались решать.
Указанная трудность для российского начальства во многом проистекала из того, что антикавказский национализм с одной стороны, явно разрушает российское государство (тем самым и власть начальства – что для него одно и то же), а национализм антиазиатский затрагивает серьёзные экономические интересы того же начальства эпохи "капитализма закадычных друзей".
Кроме того, подобный национализм, приобретший политическую заострённость, рассматривался российским начальством наряду с либерализмом как борьба за власть в стране.
Захват Крыма, война против Украины и многомесячный пропагандный марафон по ТВ и в интернете принесли перемены.
Подобно тому, как антисемитизм потерял былую силу перед появлением новой ненависти перед людьми с Кавказа и Средней Азии, так сегодня последние стали бедными родственниками, отселёнными в комнату к дедушке-антисемитизму. Все они, и старшее поколение, и хамоватая, наглая молодёжь, заменены на бульдогов "укрофашизма", "укронацизма", "бандеровщины" и прочие имена по существу с националистическим содержанием.
Наверное, пропаганда на госТВ (принадлежащего российскому народу, но захваченному начальством) может не использовать эти мотивы напрямую. Но часть наших российских соотечественников, прошедших школу двойных смыслов в СССР и тренированная на различного рода националистических анти- в 90-е и "нулевые" годы прекрасно понимает, о чём идёт речь и охотно съедает коричневые конфеты, завёрнутые в фантики новостных выпусков и ток-шоу.
Российскому начальству это выгодно – агрессия части его подданных теперь направлена не внутрь страны, а вовне. Это для начальства тем более важно, что растут экономические трудности, с которыми всё больше сталкиваются граждане России на 15-м году неограниченного правления В.В. Путина. Соответственно, недовольство В.В. Путиным, может быть перенаправлено в иную сторону – "укрофашистов" и "поддерживающий их Запад".
Экономика вообще самый важный мотив, т.к. всё это "додоново царство" из песка стоит на её фундаменте.
Однако, существенное отличие от того, что было раньше, заключается в том, что теперь в нашей стране фактически существует официальная националистическая пропаганда – антиукраинская. Пугающий результат эволюции российского государства и общества – национализм как идеология.
Напрасно российское начальство надеется, что оно перенаправит ненависть, напрасно оно думает, что обопрётся на национализм "внешний" против национализма "внутреннего", напрасно полагает, что заменит национальной неприязнью недовольство высокими ценами, сокращением доходов, безработицей.
Скорее, по мере роста социальных проблем и, фактически, официально одобряемой идеологии национализма, эти два потока сольются. Они сплетутся, радостно обнимутся, узнают и усилят друг друга, полетят вместе и создадут национал-социалистический океан, в котором Россия и утонет – проклиная "национал-предателей" и "пятую колонну", славя аншлюс Крыма, радуясь свалившуюся ей на голову дубине судьбы.