Инаугурация Медведева, символизирующая передачу власти, — это всего лишь формальность. Зрелищное мероприятие, призванное вызвать трепет и уважение среди российских граждан. А что потом? Как реально будет приходить передача власти? В стране образовалась нетривиальная конфигурация власти — двоевластие. Чем же реально Путин даст порулить Медведеву: СМИ, силовыми структурами, внешней политикой, ТЭК? В конце концов, отдаст ли он ему "ядерный чемоданчик"? Об этом мы спросили экспертов.
Вадим Цымбурский, политический философ:
— СМИ — да, отдаст. Внешнюю политику они поделят на двоих: один поедет в одну страну, другой — в другую. Весело! А силовики — сами вокруг Путина начнут группироваться, как и либералы вокруг Медведева. Экономика останется гайдаровской. Интересно, что такая конфигурация правления, когда в стране две ключевые фигуры: премьер и президент — вполне традиционна для европейских стран. Да и в нашей истории подобные вещи также случались. Вспомним хотя бы коллегиальное правление в советское время, когда после смещения Никиты Хрущева стал править триумвират: председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, председатель правительства Алексей Косыгин, первый секретарь КПСС Леонид Брежнев. Просто за десятилетие единодержавия мы это подзабыли. Естественно, что каждая из фигур станет центром притяжения разных политических сил, но я не думаю, что конфликт случится, по крайней мере, пока будет хватать денег на всех. Конфликты будут происходить в свите, а первые лица будут иронически наблюдать за этой потешной борьбой. В общем, нас ждет стагнация, откладывание решения проблем — второй "застой".
Валерий Соловей, политический аналитик:
— Мое личное мнение, что не Путин отдаст все, а Медведев возьмет все, что ему полагается по Конституции. Подобная дуалистическая конструкция несет в себе только неприятности. Конкуренция двух центров власти в силу их идеологической, психологической и стилистической несовместимости программирует в системе конфликт. В России отсутствуют институциональные механизмы поиска компромисса, нет культуры компромисса, да и нет потребности в компромиссе. У нас действует антидемократическое правило: победитель получает все. Конфликт проявится не сразу, он будет носить подспудный характер. В этой борьбе победителем окажется Медведев, потому что люди, стоящие за ним, искушеннее в политике. Например, взять противостояние Коржакова и Барсукова с Чубайсом. Эти фигуры будут помасштабнее, но они проиграли Чубайсу. Мощную поддержку Медведеву окажут масс-медиа. На его стороне очень важный козырь — с ним связаны надежды на перемены, на демократизацию. Это привлечет к нему многих. Несвобода уже перешла все границы. Как только изменится ветер, журналистское сообщество постарается реализовать свой групповой интерес, а это свобода. И Медведев не будет дураком и воспользуется политическими рычагами, с помощью которых можно мобилизовать общество.
Александр Краснов, московское отделение партии "Великая Россия":
— Никакого двоевластия и никакой передачи полномочий не будет. Весь аппарат администрации президента в составе 4 тысяч человек сейчас освобождает здание на Старой площади. Этот корпус занимает "Единая Россия". В новой администрации президента всего 50 штатных единиц. Например, пресс-служба председателя правительства составляет 200 человек, а президента — 6. Так что, если даже Медведев и захочет воспользоваться своими официальными полномочиями и, к примеру, написать указ о роспуске Думы или об отставке правительства, то у него не найдется человека, кто бы принес ему бумагу. Так президентский статус превращается в атрибут власти премьера, и в чемоданчике у Медведева будет находится только бутылка кефира.
Игорь Яковенко, секретарь Союза журналистов России:
— Это не имеет значения, в каком месте конкретно будут находиться рычаги управления. Не важно, кто президент: Медведев, Путин или кто-то другой. Проблема в самой системе власти. У нас нет нормальных структур власти, как правительство, Дума, администрация президента. Страной управляет ЗАО "РФ", которое контролирует 80 процентов собственности, 100 процентов силовых структур, 90 процентов СМИ. Сейчас контрольный пакет акций держит Путин, но внутри ЗАО происходят какие-то процессы перераспределения властных полномочий, но понять, какие именно, не помогут никакие политологические прогнозы. Пока никаких перемен в политике центральным СМИ, на мой взгляд, не следует ожидать. Но, возможно, впоследствии какой-то люфт появится, но это будет инициировано сверху, а не самими сотрудниками средств массовой информации, тем более — их руководителями. Те люди, которые сегодня руководят государственными СМИ, все человеческое, а также свой профессионализм оставляют дома. Под этим они подписались: да, если хотите, продали свою душу "дьяволу".
Юлия Латынина, журналист:
— А черт его знает, чем даст Путин порулить Медведеву, посмотрим. Плюньте в того, кто скажет, что знает. Путин, естественно, хочет остаться хозяином земли русской. А Медведев, естественно, захочет воспользоваться положенными ему по должности полномочиями. На то, как будут складываться у них взаимоотношения, будет влиять куча неформализованных причин. Да и есть ли то, что Путин может передать? Я не думаю, что, например, Путин контролирует ситуацию в Ингушетии или это происходит по его поручению. Они там сами себя "контролируют". Вопрос в другом: захочет ли Медведев изменить прогнившую при Путине систему? Если Медведев даст надежду на лучшее, то у него будет много союзников в строительстве нового государства.
Р. S. Согласно исследованию, проведенному "Левада-центром", 47 процентов опрошенных граждан считают, что после избрания Дмитрия Медведева на пост президента России в его руках должна быть сосредоточена реальная власть в стране. Однако только 22 процента считает, что в реальности Дмитрий Медведев сможет сосредоточить в своих руках власть. 63 процента уверены, что он будет действовать не самостоятельно, а под контролем Владимира Путина.