Если говорить коротко, то дело обстоит так. Еще пару лет назад в России натурального афганского героина было не достать или он стоил таких денег, что потребителям его надо было быть богачами или преступниками. На севере страны в ход шел в основном синтетический героин, так называемый "белый китаец", на юге – в основном самодельные опиаты, отвар маковой соломки ("черная") или вытяжка из маковых семян.
Я не знаю, с чего началось и как развивалось новое победное шествие героина по стране, знаю только, что сейчас натурального афганского героина очень много и он очень дешев. Мне случайно стало известно, что героиновая доза в Оренбурге, например, стоит тридцать рублей. А в Москве грамм героина стоит тысячу рублей. Начинающие потребители могут разделить грамм даже и на десятерых, и это, если я правильно понимаю, значит, что доза стоит сто рублей, то есть вполне может быть приобретена молодым человеком из денег, которые родители дают ему на метро и карманные расходы.
Надо понимать еще, что такой город, как Москва, потребляет, по разным оценкам, от полутонны до тонны героина в день. И даже если у моего страха велики глаза и я переоцениваю проблему даже на порядок, все равно никакие таджикские контрабандисты, про которых принято рассказывать, будто они везут замотанный в презервативы героин в собственных желудках, не могут провезти столько героина, сколько потребляет Москва. А есть же и другие города.
Дешевизна и качество героина свидетельствуют прежде всего о том, что налажен большой, постоянно действующий и малорискованный канал его поставки. Чтобы героин стоил тысячу рублей за грамм, надо везти его, не знаю, транспортными самолетами, вагонами или грузовиками.
Коррупция пограничников, таможенников, милиционеров и сотрудников спецслужб составляет значительную часть цены наркотика. И если героин дешев, это значит, что пограничники, таможенники, милиционеры на всем пути следования, спецслужбы и Госнаркоконтроль не получают серьезных взяток за то, чтобы не замечать огромных поставок героина. Дешевизна героина означает, что либо пограничники, таможенники, милиция и Госнаркоконтроль совершенно беспомощны и непрофессиональны, либо огромные поставки героина устроены каким-то очень высоким начальством, которое к тому же обладает правом освобождать свои грузы от досмотра как на границе, так и внутри страны.
Это довольно страшная мысль, которую мне не хочется думать, как большинству российских граждан не хочется думать, что во власти есть совершенно циничные, облеченные грифом секретности люди, способные ради денег централизованно поставлять героин собственному народу.
Еще неприятнее думать, что традиционное героиновое изобилие, возникающее всякий раз в год перед выборами, мотивировано политически и представляет собою оборотную сторону профилактики "оранжевых революций": для лояльной части молодежи – движение "Наши", для протестной части – героин. К счастью, эту мысль легко отвергнуть на том основании, что слишком уж она отдает теорией заговора. И я отвергаю эту мысль, как отвергают ее даже самые непримиримые критики режима. Возможно – из трусости.
Я думаю, правильно было бы нам понять экономическую схему продажи героина в России. Я надеюсь, что в Госнаркоконтроле есть специалисты, занимающиеся аналитикой и способные объяснить, почему вдруг героина стало много, почему он подешевел и почему перемещается внутри страны свободно, о чем свидетельствует незначительное увеличение его цены от региона к региону. Я не понимаю только, почему результаты этих исследований не становятся достоянием гласности и почему люди в стране, на 10% пораженной наркоманией, не хотят знать, откуда вдруг такая прорва героина.
Первоисточник - газета "КоммерсантЪ"